Авалокитешвара - Будда бесконечного сострадания

АвалокитешвараАвалокитешвара - бодхисаттва в буддизме Махаяны , воплощающий в себе бесконечное сострадание всех Будд. Считается покровителем  Тибета, является одним из самых важных божеств тибетского буддизма. Может изображаться в виде мужчины или женщины (женская форма распространена в Китае - Гуань Инь, в Японии - Каннон, во Вьетнаме - Кван Ам). Буквально его имя означает "Господь Взирающий".  Несмотря на то, что он одет как индийский принц и имеет атрибуты бодхисаттвы,  Авалокитешвара является полностью просветленным  Буддой.

Авалокитешвара изображается в различных образах. Одна из форм Авалокитешвары имеет одиннадцать голов и тысячу рук, восемь из которых видимы, в каждой из них он держит определенный атрибут. В данном виде Авалокитешвара носит имя Махакаруника. Тело Махакаруники белого цвета, он стоит на цветке распустившегося лотоса. Девять его лиц расположены в три ряда друг над другом, по три лица в каждом ряду. Их изображают красного, белого и зелёного цветов. Выше девяти голов – голова Ваджрапани в гневном аспекте, она синего цвета. Над ней располагается голова Будды Амитабхи, она красного цвета. У Махакаруники восемь главных рук. В них он держит драгоценность, исполняющую желание, лотос, лук, стрелу, чашу, чётки, колесо Учения, одна из главных рук открыта и сложена в варада-мудре (жесте дарения блага). Пара его рук сложена на груди, скрывая драгоценность просветления (жемчужину). Жемчужина становится видимой для тех, кто достиг просветление через поклонение (медитацию) Авалокитешваре. В  верхней правой и левой руке он держит молитвенные четки и цветок лотоса, соответственно. Четки используются для подсчета  мантры, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Каждый слог мантры символизирует одну из шести сфер возрождения, а именно:
OM – освобождает от горя мир богов,
МА – освобождает от горя мир полубогов,
НИ – освобождает от горя человеческие существа,
ПАД – освобождает от горя мир зверей,
ME – освобождает от горя область голодных духов,
ХУМ – освобождает от горя адские миры.


Авалокитешвара может появляться в любой из шести областей для оказания помощи нуждающимся. Лотос в левой руке символизирует потенциал просветления посредством реализации абсолютного сочувствия. В средних руках он держит чакру, или колесо, а также лук и стрелу. Они символизируют буддийские учения и достижение мудрости через медитацию, соответственно. Его нижняя правая рука сложена в варада-мудре (жесте дарения блага). Небольшую баночку, содержащую эликсир, он сжимает в  нижней левой руке.

Его одиннадцать глав символизируют десять ступеней просветления. Одиннадцатая голова, изображенная выше всех остальных, изображает Будду Амитабхи - его духовного наставника и учителя. Данное изображение свидетельствует, что  Авалокитешвара существует как полностью просветленный Будда.

Другой распространенной формой изображения Авалокитешвары является Шадакшари Авалокитешвара. Шадакшари, или "Господь Шести Слогов", олицетворяет шестисложную мантру, "Om Mani Padme Hum". Эту мантру следует повторять постоянно тем, кто ищет освобождения (просветления) через Авалокитешвару. Данная форма Авалокитешвары изображается с четырмя руками. Шадакшари сжимает четки и лотос в верхней левой и правой руке, в то время как его основная пара рук сложена у него на груди и скрывает драгоценность просветления. Шадакшари имеет особенно важное значение в Тибете, так как Далай-Лама считается земным перевоплощением этой специфической формы Авалокитешвары.

Кроме того, существует популярная в Восточной и Юго-Восточной Азии «Маха Каруна Дхарани Сутра», где излагается известная Мантра великого сострадания, состоящая из 84 слогов. Её Авалокитешвара читает перед собранием Будд и Бодхисаттв и объясняет её происхождение и функции. Эта мантра популярна в Китае, Японии и Тайване:
Om maņi padme hum.
Mahājñāna cittotpāda,
cittasya na-vitarka,
sarvārtha bhūri siddhaka,
na-purāņa na-pratyutpanna.
Namo Lokeśvarāya svāhā.

В одном из буддистских текстов говорится, что  Авалокитешвара поклялся никогда не отдыхать, пока не освободит все существа от самсары (круг рождений, смертей и перевоплощений). Несмотря на напряженное усилие, он понял, что еще много несчастных нуждается в спасении. После попытки постигнуть потребности всех страдающих, его тело раскололось на одиннадцать частей. Будда Амитабха, видя его тяжелое положение, дал ему одиннадцать голов, чтобы слышать крики страдания. После того как Авалокитешвара услышал все эти крики и понял их, он попытался обратиться ко всем тем, кому должен был помочь, но понял, что его две руки разделились на части. Еще раз Будда Амитабха пришел к нему на помощь и наделил его тысячей рук, в центре ладони каждой из которых имелся глаз, что символизирует единство мудрости (глаза) и умелых методов (руки).  1000 рук символизируют сострадание всех 1000 Будд, которые появятся после того как в мире наступит Калпа (буддийский мифологический век). Цель бодхисаттвы Авалокитешвары – принесение истинного блага живущим существам; руки символизируют просветлённые деяния бодхисаттв, глаза – символ мудрого наблюдения.

Гималайская версия легенды наделяет Авалокитешвару восемью руками, которыми он поддерживает дхарму, в каждой из них он держит тот или иной атрибут.

В акте освобождения себя от иллюзий, оков эго-сознания и от препятствий его ограниченной индивидуальности тело становится носителем видимого проявления Авалокитешвары, чья природа выражается в мантре ОМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ.  Авалокитешвара, "Господь Взирающий", Господь Сострадания, воплощение просветленной любви ко всему живому и терпящему страдание, любви, свободной от чувства собственности и состоящей в неограниченной активности милосердия. Где такая позиция или настрой души раскрывается в действии, там Авалокитешвара проявляется в своих бесконечных и бесчисленных формах, что верно для любых сфер существования.

Из сострадания ставя себя на место другого, страдающего, он может понять его в глубочайшей природе и предложить ему помощь, наиболее сообразную и подходящую для тех условий и согласующуюся с характером страдающего. Поэтому помощь Бодхисаттвы – это не что-то идущее извне и ложащееся грузом на того, кому эта помощь оказывается, а пробужденные силы, доселе дремлющие во внутренней природе каждого существа, силы, которые, пробудившись от духовного влияния примера Бодхисаттвы, дают возможность встретить безбоязненно каждую ситуацию и превратить ее в положительную ценность, вклад, средство освобождения. И не будет преувеличением, если сравнить эту силу с бесстрашием.

Как праджня или интуиция превалирует в Ваджрасаттве, алмазной (несокрушимой) природе всего сознания, переживаемом как невозмутимое, бессмертное, вечное в человеке (в особенности у тех, кто стремится к Освобождению), так и эмоциональный принцип Бодхичитты или каруна (милосердие) доминирует в Авалокитешваре. Их объединение представляет совершенный путь просветления.
Единство бодхичитты намерения и бодхичитты применения, нет совершенства без их взаимодополняющей связи, – таков здесь основной смысл.

Просмотров: 8746

Дата: Суббота, 17 Октября 2009
Обратите внимание на следующие товары:
Гуань Инь 16 см
нет отзывов
Цена 3.200 р.