Натараджа (Господь Шива) и его танец

НатараджаНатараджа  (санскр. «Царь Танца») -  Бог Шива как Космический Танцор.

Согласно священным текстам Шива является мастером танца и музыки, а также превосходным танцором и музыкантом (винахаром). В "Натья Шастре" Бхараты упоминается 108 танцевальных поз и танец "тандава лакшан".

У Него четыре руки. В Его спутанных волосах — Ганга и полумесяц. В правой руке Он держит дамару (барабан в форме песочных часов - символ космического ритма и звука). Считается, что все ритмы Космоса можно извлечь из этого барабанчика. Звук барабана призывает индивидуальные души припасть к Его стопам. Он символизирует омкару (слог «ом», самая священная мантра индуизма, иное название — пранава). Из звучания дамару образовался весь санскритский алфавит. Творение возникает из дамару.

В одной из левых рук Он держит пламя. Огонь производит разрушение. Фигура Бога часто заключена в бронзовый ореол с язычками пламени, олицетворяющего Вселенную, в которой танцует Великий Бог - разрушитель и созидатель одновременно, создающий в Космосе своим танцем динамическое эволюционное равновесие. Поднятой левой рукой Он демонстрирует для Своих преданных абхайя-мудру (мудра защиты и благословения бесстрашия для преодоления страха смерти). «Преданные Мне, не бойтесь! Я защищу всех вас!» — таков ее смысл. Свободной правой рукой Он указывает вниз, на асуру Муялаку, который сжимает кобру. Левая Его нога изящно приподнята. Приподнятая нога означает майю (иллюзию). Указывающая вниз рука — знак того, что Его стопы — единственное прибежище для индивидуальных душ. Голову Шивы украшает корона с черепом - знак победы над смертью.

Он танцует очень спокойно. Если, танцуя, Он разгневается, мир мгновенно исчезнет. Он танцует с закрытыми глазами, так как искры из Его глаз могут сжечь всю вселенную. Пять действий Господа (паньчакрия) — творение (сришти), сохранение (стхити),разрушение (самхара), иллюзия (тиробхава) и благодать (ануграха) — суть Его танцы.

В надлежащее время Господь Шива, танцуя, разрушает с помощью огня все имена и формы. И снова наступает тишина.

Существуют различные танцы Шивы. Есть танец самхара, пять танцев, шесть танцев, восемь танцев, танец коду-котти, танец пандам, танец коду.

Коду-котти — танец после всеобщего разрушения.

Пандам — танец после разрушения Трех Городов, с нанесенным на тело пеплом этих Городов.

Коду или капалам — танец с головой Брахмы в руке.

Самхара — танец во время растворения, пралайи.

Сришти, стхити, самхара, тиробхава и ануграха, а также муни-тандава, анаварата-тандава и ананда-тандава составляют восемь танцев.

Танцы шивананда и сундара, танец золотого города, танец золотого Чидамбарама и чудесный танец — это пять танцев.

Шесть танцев состоят из предыдущих пяти танцев и танца ананды.

НатараджаГосподь Шива — не обыкновенный танцор. Он — знаток танца и его Повелитель. Он — Царь танцоров. Он умерил гордость Кали. Разрушение, производимое Господом Шивой, является не единым действием, но последовательностью действий. Каждой стадии соответствует определенный танец.

• Для этапа творения Шива исполняет танец с поднятой правой рукой с ритуальным барабанчиком Дамару. Это символизирует энергию творения, первозвук ОМ. Он состоит из двух барабанов имеющих форму полусферы и скрепленных в основании, мембранами наружу. Это символизирует разделение изначального состояния андрогина (Парамашива) на мужскую и женскую энергию, верх и низ, свет и тьму. Соответственно сфера олицетворяет андрогинную фазу - мужское и женское слито воедино и дремлют как зародыш будущей вселенной (ночь Брахмы). Соответственно на первой фазе творения происходит разделение на две полусферы и их "выворачивание" наружу.

В танце творения есть и важная нумерологическая символика - общее число движений равно 108. Это и число бусин на четках, и 108 сакральных имен Шивы. Это же число движений используется, как в индийских боевых искусствах (Карали Пайтту (Karali Paittu) в системе Керала (Kerala)), так и Китайском Тай Чи. Однако самое последнее движение невозможно передать, так как оно имеет многомерную природу и является самим актом творения вселенной. Все 108 движений лишь создают энергетический канал и подготавливают почву для Творения.

• Следующая фаза направлена на поддержание равновесия и гармонии созданного мира. На этом этапе Шива танцует лицом на Юг, держа Дамару в опущенной правой руке. Это олицетворяет преодоление страха смерти, одной из наиболее пагубных страстей, мешающей полноценной реализации человека и человечества в целом.

• В фазе разрушения Шива танцует с пламенем в поднятой левой руке. Это символизирует огонь, разрушающий всё в отжившем свое мире.

• Четвертая форма танца олицетворяет победу над силой иллюзии (Майи). Тут Шива танцует, попирая правой ногой распростертого карлика (символ демонической энергии иллюзии). Опущенная левая рука указывает на поднимаемую в танце левую ногу, напоминая о пути личного и общечеловеческого спасения, избавления от иллюзорного существования.

Самый удивительный танец Натараджиурдхва-тандава. В этом танце левая нога поднята кверху, так что ее пальцы направлены в небо. Это самый сложный вид танца. С помощью этой танцевальной позы Натараджа победил Кали. Согласно легенде между богом Шивой и его женой Умой возник спор о том, кто из них лучше танцует. Был организован конкурс под аккомпанемент божественного оркестра, в котором богиня Сарасвати (покровительница искусств и знаний) играла на вине (лютне), бог Индра играл на флейте, бог Брахма - на цимбалах, бог Вишну - на барабане, а богиня Лакшми пела трогающие душу песни. Во всех остальных способах танца Кали успешно соревновалась с Шивой. Во время танца Натараджа потерял  Свою серьгу. Танцуя таким способом, Он смог пальцем Своей ноги вернуть украшение на прежнее место, сделав это незаметно для зрителей.

Натараджа танцевал, подняв вверх правую ногу. Это — поза гаджахаста в танце нритья. Он танцевал очень долго, ни разу не изменив положения ног. Богиня Ума решила, что в этом случае следует проявить скромность и признать, что победителем является Шива.

Есть еще одна танцевальная поза Шивы — «на голове слона». Господь Шива в этой форме именуется Гаджасана Мурти. У ноги Господа Шивы видна голова слоноподобного чудовища. У Господа Шивы восемь рук. В трех правых Его руках — трезубец, барабанчик и петля. В двух руках Он держит щит и череп, третья левая рука — в позе висмайя.

Один асура принял облик слона, чтобы убить брахманов, которые сидели вокруг Вишванатха-Лингама в Бенаресе, полностью погруженные в медитацию. Внезапно из Лингама появился Господь Шива, убил чудовище и украсил Себя его шкурой.

НатараджаС танцем Шивы связана очень интересная легенда.

Когда-то в лесу Даруванна (Daruvanna) жили мудрецы риши. Занимаясь мистическими практиками, они достигли огромного могущества, но впали в гордыню и пренебрежительно относились к Богам, не понимая важность Священной благодати. Тогда Шива и Вишну решили показать им, что человеческая сила и знания ничего не стоят без Божественной благодати. Для этого они решили использовать силу Майи (иллюзии).

Шива принял облик прекрасного мужчины Бхикшатана (Bhikshatana), и все жёны и дочери Риши потеряли голову и влюбились в него.

Вишну превратился в прекрасную женщину-танцовщицу по имени Мохини (Mohini). Увидев её прекрасный танец, они обезумели от любви и. забыв обо всем, кинулись за ней как одержимые.

Когда некоторые из Риши поняли, что произошло, они пришли в бешенство и заклинаниями пробудили мощный магический огонь, направив его против Шивы-Бхикшатана. Сначала они вызвали из огня тигра, бросившегося на Шиву. Господь с улыбкой убил ужасное животное, содрал с него шкуру и сделал из нее набедренную накидку. Затем Риши послали на него ядовитых змей, Шива обернул их вокруг шеи и рук, сделав ожерельем и браслетами.

После этого Шива начал готовиться к исполнению Космического танца. У него появились еще две руки и третий глаз засиял между бровей. Разъярившись еще больше, Риши материализовали из огня свирепого карлика, но Шива поверг его одной ногой и использовал в качестве подножия для танца. Наконец Риши послали сам магический огонь, что бы он уничтожил Великого Бога - Шива взял его в левую заднюю руку, а из мантр, которые риши использовали против него, он сделал ножные браслеты.

После этого начался Тандава (Tandava) - Космический танец. Его гигантские энергии повергли Риши на землю, Вишну застыл в шоке, и даже супруга Шивы Парвати окаменела от страха. Но когда они увидели улыбку на устах Бога, его поднимающиеся ступни, они ощутили Божественную Благодать и достигли реализации. И все начали танцевать с ним.

ПЕСНЬ ГОСПОДА НАТАРАДЖИ

Шивайя Нама Ом Шивайя Намах,

Шивайя Нама Ом Намах Шивайя,

О Господь Натараджа в Чидамбараме,

Царь Танца в Тиллей Амбаламе,

О Возлюбленный Шиваками Сундари,

Бхуванешвари, Раджараджешвари,

Разрушитель греха, даритель процветания,

Податель бессмертия, уносящий страдания,

Шивайя Нама Ом Шивайя Намах,

Шивайя Нама Ом Намах Шивайя.

Выпивший яд, владетель Трезубца,

Наставник йогинов, повелитель Солнца,

Обитатель Кайласы, всадник быка Нанди,

Погубивший Каму, господин всех сиддхи,

Господь трехокий, Господь пятиликий,

Синегорлый Бог, всех богов повелитель,

Шивайя Нама Ом Шивайя Намах,

Шивайя Нама Ом Намах Шивайя.

Ты — мой гуру, лишь Ты — мое спасенье,

Поклоняюсь Тебе, о Господь милосердия,

Милости Своей меня удостой,

Позволь узреть мне лик Твой святой,

О том, чтоб навечно в Тебе раствориться,

С истинным рвеньем я буду молиться.

Шивайя Нама Ом Шивайя Намах,

Шивайя Нама Ом Намах Шивайя.


Текст статьи подготовлен с использованием книги Шри Свами Шивананды «Господь Шива и Его почитание» и материалов сайта www.shalagram.ru

Просмотров: 19473

Дата: Суббота, 20 Декабря 2008