Бронзовые статуэтки и скульптуры

статуэтка БуддыПокупая бронзовые статуэтки  индийских богов или буддийские статуи, не многие задумываются, как же их делают. А между тем, это довольно кропотливый и трудоемкий процесс. Попытаемся рассмотреть его подробнее.

Наиболее распространенным вариантом для изготовления скульптур и статуэток из бронзы в гималайском регионе является метод воскового литья. И хотя в общих чертах данный процесс весьма схож у большинства мастеров, все же имеется масса различий и тонкостей. Все зависит от климатических особенностей местности, где делают бронзовые статуэтки, а также индивидуальных способов работы, характерных для различных школ бронзового литья. Однако с уверенностью можно сказать, что все статуэтки богов, независимо от места производства, весьма уникальны. Это фактически штучные экземпляры, которые никогда не выпускаются крупными партиями. Бронзовое литье – это искусство, секреты овладения которым передаются из поколения в поколение. В частности, современные скульпторы и ремесленники Южной Индии и Бангладеш являются потомками и продолжателями лучших традиций мастеров школы бронзового литья чола и пала 8-13 века. 

Рассмотрим подробнее, как же делают современные статуэтки и скульптуры из бронзы. В целом следует отметить, что это довольно продолжительный процесс, состоящий из нескольких стадий. Можно выделить четыре основных этапа производства: 1) создание восковой модели, 2) формирование формы вокруг восковой заготовки, 3) отливка статуэтки из бронзы,  4) финальная отделка скульптуры.

Создание восковой модели.

Хануман статуэткаПервый шаг в процессе создания бронзовых статуэток – лепка восковой модели. Она выглядит в точности так же, как и готовое изделие в финале. Мастера из Бангладеш используют состав, состоящий на 60% из парафина и 40% - из пчелиного воска. Работы по лепке проводятся под светом большой лампы, что позволяет воску оставаться пластичным. Вначале создается восковая модель статуэтки необходимого божества. В Южной Индии процент содержания пчелиного воска в смеси для лепки выше, что придает ему золотистую окраску. Практически все работы по созданию восковой модели скульптор проводит на открытом воздухе. Особенно, если будущая бронзовая статуэтка будет большого размера. Соответственно, работа мастера на этом этапе сильно зависит от погоды, так как сохранять в целостности форму крупных кусков воска занятие не из простых. Часто ноги, руки, туловища и оружие вылепливают отдельно. Это позволяет не беспокоиться о том, что заготовка будет повреждена или потеряет форму. А в нужный момент все фрагменты могут без проблем быть соединены в единое целое.

Обычно за одним столом работают несколько ремесленников, используя большие металлические листы для отражения света лампы, который позволяет оставаться восковой массе пластичной. Техника работы с мелкими деталями заготовки отличается  в различных школах скульпторов. Так, мастера из Бангладеш предпочитают формировать мелкие детали с помощью рук, ремесленники из Южной Индии, напротив, используют для этого специальные инструменты.

После того, как фрагменты заготовки созданы, они собираются вместе для формирования восковой модели. Используя специальные лампы, создается необходимая температура, позволяющая легко объединить фрагменты в одно целое, аккуратно сглаживая швы в местах соединения деталей. После этого восковая модель помещается в воду, чтобы обеспечить ее целостность в условиях жаркого азиатского солнца.

Формирование формы вокруг восковой заготовки.

статуэтка Майядеви Этот процесс можно разбить на три относительно самостоятельных  этапа, в результате которых создается полая глиняная форма. Потом она будет заполнена расплавленной бронзой, а после того, как масса остынет, получается практически готовая статуэтка.  Большинство мастеров Южной Индии и Бангладеш используют для создания формы для отливки специальную глину. В то же время умельцы из Непала предпочитают работать с современными составами, которые позволяют максимально сохранить детали восковой модели и в результате получить бронзовые статуэтки с высокой проработкой мелких элементов скульптуры или ее украшении. Ярким примером тому являются статуэтки Будды из бронзы. Итак, берется белая глина, известная также как «китайский клей», и смешивается с водой. Такой раствор имеет тонкую мелкозернистую структуру, которая идеально подходит для покрытия восковых заготовок, подчеркивая их мельчайшие детали. Жидкая масса наносится на восковые модели скульптур с помощью кисти, а затем сохнет в течение 2 дней. Этот процесс повторяется дважды. Важно, чтобы первый слой полностью высох, прежде чем наносить второй. Следующий шаг – нанесение более толстого слоя пасты вручную. Когда и этот слой высохнет, в нижней части статуэтки делают отверстие, в которое вставляют специальный стержень для соединения ее с основанием. Также это отверстие используется для заливки внутрь формы расплавленной бронзы. Кроме того, через него выходит излишек воздуха, скапливающийся внутри. В финале заготовка покрывается сплошным слоем специального состава из рисовой лузги, песка и глины. Это покрытие используется для увеличения толщины стенок формы,  которая была создана на предыдущем этапе. В области отверстия создается небольшое углубление, чтобы жидкая бронза не разливалась при заливке в готовые формы. Далее происходит обжиг глиняной формы. 

В условиях жаркого климата погода играет важную роль в процессе литья статуэток из бронзы. Так, в Бангладеш и Южной Индии весьма сложно поддерживать необходимую температуру для работы с воском в условиях жаркого климата. Жара делает воск слишком текучим, не позволяя ему сохранять форму, что приводит к большим сложностям при лепке заготовок. Когда же наступает сезон муссонов, воздух становится слишком  влажным, что соответственно влияет на скорость высыхания глиняных форм. Особенно это заметно на экземплярах больших размеров.

Тем не менее, отливая бронзовые статуэтки в таких условиях на протяжении столетий, мастера Индии и Бангладеш нашли способы работы в таких условиях. В течение сезона дождей большая часть времени посвящается созданию восковых моделей будущих статуэток из бронзы. По большему счету, это заготовки небольшого размера, для просушки глиняных форм которых требуется непродолжительное время. В жаркое же время они прикладывают большинство своих усилий нанесению и сушке слоев, формы и оборудованию печей для обжига и плавки бронзовых сплавов. При этом они внимательно следят, чтобы не до конца просохшие формы не попадали под прямые солнечные лучи, чтобы воск внутри них не начал таять, теряя форму.

Отливка бронзовых статуэток.

Шива статуэткаПосле того, как созданы восковые модели и на их основе изготовлены глиняные формы, скульпторы приступают к отливке скульптур или статуэток из бронзы. В среднем отливается единовременно 100-120 кг бронзы. Вначале сырье помещается в специальные контейнеры – тигли. В Бенгалии, например, используют тигли на 2.5-4 кг. В Южной Индии их объем значительно больше. После того, как глиняные формы и тигли с бронзовым составом подготовлены, их помещают в печь. Формы – вверху, контейнеры – внизу. Формы располагаются отверстиями вниз, чтобы воск внутри них расплавился и вытек. Состав бронзового сплава может отличаться у разных мастеров. Так, в древние времена состоятельные люди, короли и богатые храмы заказывали себе статуэтки из сплава, состоящего из пяти элементов, так называемая панчалоха. Этими пятью элементами были золото, серебро, медь, латунь и свинец. Но и в настоящее время техническая бронза часто содержит небольшое количество золота и серебра.

Если вы решили купить бронзовые статуэтки современных мастеров, скорее всего это будет сплав с большим содержанием меди. Медь просто необходима в бронзовых сплавах подобного характера, так как она придает пластичность прочим металлам. Кроме того, после завершения отливки фигурки такой сплав легко поддается корректировке для завершения идеальной формы.

Чтобы расплавить бронзу, необходима температура не менее 1000 градусов в течение 2-3 часов. После обжига глиняные формы извлекаются из печи, и в них через отверстия заливается горячий сплав.

Финальная отделка бронзовых статуэток.

Хануман статуэтка купитьПосле того, как бронза затвердеет (для этого ей необходимо не менее часа), глиняные формы разбивают и извлекают статуэтки. Очень часто такие скульптуры имеют те или иные дефекты, связанные с процессом литья. Это могут быть воздушные полости, которые часто приводят к возникновению трещин в бронзе или более серьезным повреждениям. Для устранения дефектов мастера часто используют раскаленные полосы металла. Но это довольно сложный процесс, и не всегда удается добиться успеха в решении подобных проблем. Именно поэтому высоко ценится мастерство опытных скульпторов, которые достигли совершенства в искусстве бронзового литья и способны создавать бронзовые статуэтки идеальной формы без дефектов. После устранения недостатков статуи шлифуются и полируются, чтобы удалить царапины. Таким образом, в искусстве бронзового литья одними из самых важных условий является художественный вкус мастера, его опыт,  а также время и точность в процессе литья.

В целом для создания бронзовых статуэток высотой 60 см требуется около 6 недель. В большинстве случаев ремесленники работают небольшими группами по 3-8 человек. Каждый из них выполняет определенный этап работы, которым он владеет в наибольшей степени. Допустим, один создает предварительную восковую модель, второй доводит ее черты до совершенства, третий занимается формами и т.д. Часто такие артели не имеют собственных печей для обжига форм и переплавки бронзы. Поэтому они объединяются с соседними артелями и обустраивают печь коллективно. Кроме того, дрова для поддержания непрерывного огня в течение 3-4 часов стоят очень дорого по местным расценкам, и не всем по силам купить их в одиночку. А коллективное участие в обжиге позволяет значительно снизить себестоимость таких работ. Тем более, что работа над большими статуэтками иногда длится более 6 месяцев, и в это время ремесленники трудятся над более мелкими экземплярами статуэток, чтобы иметь доход для жизни на тот период, пока не продадут большую скульптуру из бронзы.

 

Просмотров: 5264

Автор: Бильва

Дата: Четверг, 09 Августа 2012
Обратите внимание на следующие товары:
Тара 31см
нет отзывов
Цена 9.150 р.