Диджериду, didgeridoo, yidaki?

Диджериду поправу можно отнести к числу древнейших музыкальных инструментов. В северной части Австралии археологами найдены пещеры, на стенках которых изображены люди, играющие на диджериду. Возраст этих рисунков около 2 000 лет. При игре на диджериду используется специальная техника так называемого "кругового дыхания". На первый взгляд может показаться невозможным, но при круговом дыхании необходимо вдыхать воздух через нос и одновременно выдыхать его в диджериду через рот. Этот прием позволяет опытным музыкантам непрерывно играть на диджериду более часа без перерыва.

"Диджериду" - не родное название для инструмента. Это западный термин, которое начали употреблять европейцы в начале ХХ века для описания звуков, которые издает инструмент. У коренных народов Австралии диджериду можно встретить под другими названиями, которые отличаются в разных племенах (yidaki, yirdaki или yiraki). Встречаются различные варианты написания слова диджериду на английском языке: didjeridu, didgeridu, didjeridoo, didgeridu и пр. Однако в Австралии официальное название инструмента "didjeridu". У коренных народов северо-восточной Австралии, которые называют себя Yolngu, диджериду известен как yidaki.

Так же как и бумеранг, диджериду стал знаковым символом для национального самосознания коренных народов Австралии. Есть много различных племен, со своими языками и культурой, однако, только аборигены северной Австралии в полной мере могут назвать диджериду частью своего культурного наследия. Так как, появившись на cевере, диджериду распространился практически по всей Австралии. Сердцем диджериду давно признан Арнемленд, где диджериду не просто музыкальный инструмент, а многовековая традиция, которая передается из поколения в поколение. Здесь диджериду по-прежнему служит в качестве аккомпанемента для голоса и парных ударных палочек в религиозных церемониях и повседневной жизни аборигенов.

Самый важный шаг в процессе изготовления диджериду - выбор подходящего материала для инструмента. Признанными мастерами в этом вопросе в течение длительного времени и по сегодняшний день остаются аборигены Северной Австралии. В Арнемленде процесс изготовления диджериду начинается с выбора подходящего дерева, обычно это один из видов эвкалипта, который частично изъеден термитами. Состояние дерева, размер и форма отверстий, проделанных термитами, определяют будет ли диджериду хорошим инструментом.

При обнаружении подходящего ствола эвкалипта с него удаляется кусок коры где-то на высоте груди, чтобы обнажить древесину. Далее этот открытый участок простукивается пальцами или обухом топора. Опытный мастер по этому звуку определяет диаметр центральной полости в стволе дерева. Если мастер решит, что дерево ему подходит, он срубает ствол на высоте где-то между лодыжкой и коленом. Если во время этого процесса окажется, что дерево имеет полость недостаточного размера, мастер прекращает его рубить, и оно остается стоять. А поиск подходящего для изготовления диджериду дерева продолжается.

Весь процесс поиска сводится к выбору ствола эвкалипта, который достаточно изъеден термитами, а также имеет внутреннюю полость определенной формы и диаметра. После того как дерево срублено, мастер тщательно осматривает заготовку, уделяя особое внимание концу ствола с меньшим диаметром, который станет мундштуком в готовом диджериду. В идеале это отверстие должно быть около 3 см в диаметре. Хотя в зависимости от индивидуальных предпочтений мастера этот диаметр может быть от 2 до 4 см. Далее необходимо протестировать потенциальное качество звука будущего инструмента. Мастер дует в заготовку и если звук его не устраивает, начинаются новые поиски эвкалипта.

Когда найдена и срублена заготовка с необходимым качеством звука, ее необходимо правильно высушить, чтобы получился инструмент с хорошим звуком и на нем не появлялись трещины. Этот процесс начинается с замачивания заготовки в устье пресноводной речки в течение нескольких дней или недель, чтобы удалить термитов из их ходов. Аборигены в прибрежной зоне океана иногда используют для этого соленую воду или насыпают курган горячего песка, иногда используются мелкие горящие угольки.  Далее заготовка для диджериду, очищенная от термитов, сушится на воздухе в течение нескольких дней или недель.

После этого начинается процесс превращения заготовки в диджериду. Со ствола эвкалипта очищается оставшаяся кора и ему придается форма. Иногда форма и толщина стенок заготовки идеальна, но чаще всего необходимо удалить лишние слои древесины, чтобы уменьшить толщину стенок будущего инструмента. Кроме того часто необходимо очисть отверстие со стороны большего диаметра от внутренних перегородок, чтобы усилить звучание инструмента. И наконец край со стороны мундштука может быть обработан пчелиным воском. Мундштук необходим для комфорта или уменьшить размер диаметра мундштука. На диджериду часто наносятся тотемные рисунку, в зависимости от того, к какой племенной группе относит себя мастер диджериду.

Сегодня диджериду весьма популярен не только в Австралии, но и во всем мире. Интерес к этому инструменту проявляется не только из-за его уникального звучания и необычной техники игры. Были проведены исследования, в ходе которых выяснилось, что игра на диджериду и прослушивание его звуков имеет расслабляющий эффект, вызывает состояние легкой эйфории и радости, а также стимулируют работу альфа-волн мозга, которые связаны с состоянием глубокой медитацией.

Просмотров: 5638

Автор: Бильва

Дата: Суббота, 29 Мая 2010