африканские

Ритуальная маска Фанг (Габон)
нет отзывов
Цена 7.200 р.
Купить
Цена 7.200 р.
Притвор Ба Пуну (Габон, Африка)
нет отзывов
Цена 7.200 р.
Купить
Цена 7.200 р.
Маска №1
нет отзывов
Цена 10.000 р.
Купить
Цена 10.000 р.

В Африке маски занимают значительное место и в ритуальных обрядах и в искусстве. Их изготовляют из весьма разнообразных материалов — дерева, кости, металлов — или их комбинаций с добавлением кожи, волос, шерсти, перьев, растительных волокон, зубов, рогов, раковин, бус. Большую роль играет раскраска, чаще всего полихромная. Вырезанные из дерева или отлитые из металла маски являются произведениями скульптурного искусства. Главный момент воздействия маски на психику окружающих — это тайна личности ее носителя. Африканцы верят, что в маске воплощается изображаемый дух — душа умершего предка или дух какой-либо стихии, воды, леса. Хотя участники обряда или зрители и подозревают истинную личность носителя маски, но эмоциональное напряжение во время ритуальной церемонии заставляет их верить, что действующая маска и есть тот образ, который она воплощает. Однако производимое впечатление варьируется в зависимости от разных функций масок.

Как и на других континентах, в Африке обряды масок возникли в глубокой древности и сохранились до наших дней. На протяжении истории их функции изменялись соответственно развитию общества и культуры. Применение масок в Африке, как и в других странах мира, прежде всего связано с религиозными верованиями. Маски используются во всех обрядах, которые имеют жизненно важное значение: в колдовских церемониях вызывания дождя, в обрядах начала посева-посадки и сбора первых плодов нового урожая, в ритуале посвящения подростков в разряд полноправных членов общины (так называемых инициациях), в знахарских манипуляциях, в похоронах и поминках. Во всех этих обрядах главную роль играли духи предков — умершие сородичи, обретшие сверхъестественное могущество.

Среди масок Африки четко выделяется тип зооморфных образов, обычно исполняющих пляски, напоминающие движения данных зверей, птиц. В Африке имеются зооморфные маски реалистического типа. Но большей частью образ животного видоизменен в сочетании с чертами человеческого лица. Маски этого типа ярко представлены у народов сенуфо, бамбара и догонов.

Подавляющее большинство масок Африки — воплощение духов предков, поэтому многие личины воспроизводят облик мертвеца. Их выступления непременно входят в похоронный и поминальный ритуал. Маски участвуют в шествиях с телом умершего, они исполняют ритуальную пляску после захоронения; эта пляска обычно служит кульминационным моментом траурной церемонии. Так как у большинства африканских народов похоронный ритуал состоит из нескольких этапов и растягивается на недели и даже месяцы, то роль масок очень велика. Маски погребального культа разнообразны, у масок-мертвецов личины выкрашены белой краской, символизирующей у африканцев смерть, загробное существование.

Помимо религиозных обрядов маски употреблялись и в быту, при исполнении некоторых обязанностей в родоплеменных обществах. Отдельные члены тайного союза или при отсутствии его некоторые общинники, усмотрев те или иные непорядки в поведении молодежи или женщин, могли, скрыв свою личность, созвать женщин или юношей якобы на вечеринку с музыкой и танцами и, явившись в маске, расправиться с виновными ударами бича или другим образом.

Однако в числе масок у народов Африки, как и в других частях мира, существуют и такие, которые имеют чисто развлекательные функции. Это скоморохи, шуты, клоуны, выступающие перед всем народом с плясками и комическими представлениями.

Подготовлено с использованием книги Б.И.Шаревской «Искусство Народов Африки».