Выбор стика для поющей чаши

японская поющая чаша

Чтобы поющая чаша выдала максимально возможный для нее диапазон обертонов, очень важно внимательно отнестись к выбору ударной палочки или стика, с помощью которых извлекается звук. Материал и размер стика существенно влияют на качество пения тибетских чаш.

Тибетская чаша
начинает петь, если по ее краю по кругу начать вращать стик. Очень важно, чтобы запястье руки со стиком оставалось в одном положении и плавно, равномерно перемещалось по краю чаши. Это дает возможность сохранить один и тот же угол соприкосновения стика и края чаши. Также важно, чтобы давление стика было равномерным по всему диаметру обода поющей чаши. Угол соприкосновения, интенсивность давления и равномерность вращения стика особенно важны при игре на больших чашах с высокими бортами.
 
Обертональные поющие чаши за счет изменения угла давления стика на обод чаши позволяют воспроизводить отдельные тона более отчетливо. Прямой угол (перпендикулярно стенке поющей чаши) извлекает низкие тона, при увеличении угла наклона тон звучания чаши будет выше.

Материал, из которого изготовлен стик, имеет большое значение. Деревянный стик отлично подходит для воспроизведения высоких тонов, стик, обтянутый кожей, лучше всего подходит для извлечения низких частот. Тип древесины стика также весьма важен. Непальские стики изготавливаются из древесины твердых пород, и это делает их не всегда послушными в неопытных руках. Другими словами, они легко могут отскочить от поющей чаши, и в конечном итоге раздастся визг или дребезжащий звук.  Наиболее универсальными являются стики из верхних более мягких слоев древесины твердых пород (из сердцевины получаются самые жесткие стики).

Размер стика должен быть пропорционален размеру поющей чаши. Крошечным поющим чашам нужен крошечный стик для лучшего звучания. Для чаш с толстыми стенками или большого диаметра требуются, соответственно, более массивные и тяжелые стики. Поэтому, чтобы добиться максимального диапазона звучания, необходимо пристально отнестись к выбору стика. Если тибетская чаша не "поет" - это еще не значит, что она "бракованная". Скорее всего, просто неправильно выбран стик. О других причинах, по которым чаша не поет, можно почитать здесь.

Тибетские чаши
большого размера с толстыми краями имеют интересную особенность: не обязательно вращать стик по краю чаши полностью, чтобы чаша запела. Интенсивное движение стика вперед и назад быстро извлекает основные  тона из таких чаш.

Излишняя резьба стика, также не способствует хорошему звучанию чаши. Лучше выбирать стик без резных фигурок, с ровным краем, чтобы  обеспечить лучший контакт чаши и стика. Наличие небольшой резьбы в средней части стика на качестве звука чаши не отражается.

Использовано фото Японской поющей чаши с сайта www.nl.wikipedia.org

Просмотров: 6941

Автор: Бильва

Дата: Среда, 28 Апреля 2010